Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов Ворошиловского района г. Волгограда
Программа родительского клуба
«Мудрое сопровождение ребенка»
Выполнила:
педагог-психолог МОУ СОШ № 21 с
углубленным изучением отдельных предметов
Ворошиловского района
г. Волгограда
Шмакова Татьяна Анатольевна
Волгоград – 2012 г.
Пояснительная записка
В ходе анализа психолого-педагогической деятельности в школах педагоги-психологи часто сталкиваюсь с разрешением проблем детско-родительских отношений между родителями и обучающимися младшей школы. Возникающие затруднения детско-родительских отношений, как правило, были обусловлены недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей, скудным арсеналом средств общения с ребенком, иногда равнодушием родителей к проблемам ребенка, авторитарным подавлением ребенка и т.д.
Поэтому в качестве приоритетного направления работы мы выбрали начальные классы. Мы считаем, что многие согласятся, что начинать надо с истоков, с первых лет обучения ребенка в школе. Та информация, которую родители учащихся начальной школы будут получать в ходе занятий, в рамках родительского клуба, обогатит их навыки общения с собственным ребенком, что подготовит их к подростковому возрасту.
В целях профилактики и преодоления конфликтных ситуаций, не пониманий в ходе общения между детьми и родителями нами была составлена программа родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка».
Программа состоит из 2-х основных блоков:
Блок 1«Ребенок-личность», где родители обогатят психологические знания об возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста;
Блок 2 «Ребенок-семья», в данном блоке родители получат психологические знания о гармоничных отношениях в системе «родитель-ребенок».
Работа родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка» позволяет родителям получить практические советы, касающиеся поведенческих, учебных и эмоциональных проблем. Родители могут применять полученные знания, умения и навыки при конфликтах, возникающих в ходе нормальной семейной жизни. На занятиях клуба родители получают информацию о том, как спокойно и эффективно решать проблемы воспитания.
Цель программы: психологическое просвещение родителей младших школьников в областях психологического возрастного и индивидуального развития детей младшего школьного возраста, а также в вопросе осуществления гармоничного семейного воспитания детей.
Задачи программы:
- Расширение представлений о таких понятиях как «стиль семейного воспитания», «стиль общения», «безусловное принятие ребенка» и т.д.
- Вырабатывание навыков конструктивного общения и взаимодействия с детьми;
- Актуализация знаний родителей о психологических особенностями возраста младших школьников, типах темперамента;
- Анализ основных трудностей и ошибок в воспитании детей младшего школьного возраста;
- Обогащение представлений родителей о возможных вариантах выхода из затруднений в ходе воспитания детей младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 9 часа. Продолжительность одного занятия – 50-60 минут. Периодичность проведения занятий –1-2 раза в месяц.
Общее количество занятий – 9.
Численность группы родителей – 10-12 человек.
Методические рекомендации по реализации программы родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка».
Данную программу рекомендуется реализовывать классному руководителю в рамках родительских собраний, а также педагогу-психологу, социальному педагогу, возможно чередование ведения занятий специалистами.
Формой проведения просветительских занятий мы выбрали преимущественно семинар с элементами практических заданий.
Организация пространства рабочего кабинета в форме круглого стола, а также с возможностью работы в круге.
Занятия проходят с использованием следующих методов: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические методы исследования личности, экспрессивные методы творческого самовыражения (в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах), с применением элементов методов тренинговой работы (дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование; игры и упражнения разной направленности).
Занятия имеют следующую структуру:
- формулирование темы занятий, основных целей;
- психологическая разминка, позволяющая задать темп занятия;
- основная часть;
- отработка полученных навыков через упражнения;
- лекция;
- активная беседа;
- упражнения, направленные на рефлексию занятия, закрепления полученной информации.
Возможны варианты или другая комбинация, в зависимости от темы занятия.
Формы контроля
В конце каждого занятия родители заполняют анкету «Обратная связь». Проанализировав ответы родителей можно будет проследить динамику ознакомления и расширения психологических знаний по рассматриваемым темам.
Результаты курса
Формальные:
- количество проведенных занятий -9;
- количество участников занятий (родителей) – 10-12.
Ожидаемые:
по окончании осуществления программы родители должны
А) Расширить представления о таких понятиях как «стиль семейного воспитания», «стиль общения», «безусловное принятие ребенка», «родительская любовь» и т.д.
Б) Актуализировать знания о психологических особенностями возраста младших школьников, типах темперамента;
В) усовершенствовать навыки конструктивного взаимодействия и общения с детьми;
Г) развить умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях;
Д) сформировать модель успешного родителя.
Тематический план курса
(программа родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка»).
№ П/П | Тема | Всего часов | Практическое занятие
|
(Вводное занятие) | |||
1 | «Знакомство».
| 1 | (Просветительское занятие для родителей) 1 |
Блок 1 «Ребенок-личность» | |||
2 | «Периодизация развития ребёнка от рождения и до взрослого, предложенная Д.Б. Элькониным». | 1 | (Просветительское занятие для родителей) 1 |
3 | «Темперамент ребенка и воспитание». Выполнение упражнения «Доминирующий тип темперамента у ребенка».
| 1 | (Просветительское и психодиагностическое занятие для родителей) 1 |
4 | «Детская агрессивность и её причины». | 1 | (Просветительское занятие для родителей) 1 |
Блок 2 «Ребенок-семья» | |||
5 | «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали». | 1 | Просветительское занятие для родителей) 1 |
6 | «Стили семейного воспитания». Проведение анкетирования родителей с целью выявления стиля семейного воспитания. | 1 | (Просветительское и психодиагностическое занятие для родителей) 1 |
7 | «Общение родителей и детей». | 1 | (Просветительское занятие для родителей)
|
8 | «Формирование у детей ответственности». | 1 | (Просветительское занятие для родителей)
|
(заключительное занятие) | |||
9 | «Родительская любовь». Заполнении теста «Какие у меня отношения с ребёнком?» | 1 | (Просветительское и психодиагностическое занятие для родителей) 1 |
Итог | 9 | 9 | 9 |