Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов Ворошиловского района г. Волгограда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа родительского клуба

 «Мудрое сопровождение ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила:

                                                                       педагог-психолог МОУ СОШ № 21 с

                                                                       углубленным изучением отдельных предметов

                                                                       Ворошиловского района

                                                                       г. Волгограда

                                                                       Шмакова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

Волгоград – 2012 г.

Пояснительная записка

 

В ходе анализа психолого-педагогической деятельности в школах  педагоги-психологи часто сталкиваюсь с разрешением проблем детско-родительских отношений между родителями и обучающимися младшей школы. Возникающие затруднения детско-родительских отношений, как правило, были обусловлены недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей, скудным арсеналом средств общения с ребенком, иногда равнодушием родителей к проблемам ребенка, авторитарным  подавлением ребенка и т.д.

Поэтому в качестве приоритетного направления  работы мы выбрали начальные классы. Мы считаем, что многие согласятся, что начинать надо с истоков, с первых лет обучения ребенка в школе. Та информация, которую родители учащихся начальной школы будут получать в ходе занятий, в рамках родительского клуба, обогатит их навыки общения с собственным ребенком, что подготовит их к подростковому возрасту.

В целях профилактики и преодоления  конфликтных ситуаций, не пониманий в ходе общения между детьми и родителями нами была составлена программа родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка».

Программа состоит из 2-х основных блоков:

Блок 1«Ребенок-личность», где родители обогатят психологические знания об возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста;

Блок 2 «Ребенок-семья», в данном блоке родители получат психологические знания о гармоничных отношениях в системе «родитель-ребенок».

Работа родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка» позволяет родителям получить практические советы, касающиеся поведенческих, учебных и эмоциональных проблем. Родители могут применять полученные знания, умения и навыки при конфликтах, возникающих в ходе нормальной семейной жизни. На занятиях клуба родители получают информацию о том, как спокойно и эффективно решать проблемы воспитания.

Цель программы: психологическое просвещение родителей младших школьников в областях психологического возрастного и индивидуального развития детей младшего школьного возраста, а также в вопросе осуществления гармоничного семейного воспитания детей.

 

Задачи программы:

  • Расширение представлений о таких понятиях как «стиль семейного воспитания», «стиль общения», «безусловное принятие ребенка» и т.д.
  • Вырабатывание навыков конструктивного общения и взаимодействия с детьми;
  • Актуализация знаний родителей о психологических особенностями возраста младших школьников, типах темперамента;
  • Анализ основных трудностей и ошибок в воспитании детей младшего школьного возраста;
  • Обогащение представлений родителей о возможных вариантах выхода из затруднений в ходе воспитания детей младшего школьного возраста.

 

Программа рассчитана на 9 часа. Продолжительность одного занятия – 50-60 минут. Периодичность проведения занятий –1-2 раза в месяц.

Общее количество занятий – 9.

Численность группы родителей – 10-12 человек.

 

 

 

 

Методические рекомендации по реализации программы родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка».

 

Данную программу рекомендуется реализовывать классному руководителю в рамках родительских собраний, а также педагогу-психологу, социальному педагогу, возможно чередование ведения занятий специалистами.

Формой проведения просветительских занятий мы выбрали преимущественно семинар с элементами практических заданий.         

 Организация пространства рабочего кабинета в форме круглого стола, а также с возможностью работы в круге.

Занятия проходят с использованием следующих методов: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические методы исследования личности, экспрессивные методы творческого самовыражения (в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах), с применением элементов методов тренинговой работы (дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование; игры и упражнения разной направленности).

 

Занятия имеют следующую структуру:

- формулирование темы занятий, основных целей;

- психологическая разминка, позволяющая задать темп занятия;

- основная часть;

- отработка полученных навыков через упражнения;

- лекция;

- активная беседа;

- упражнения, направленные на рефлексию занятия, закрепления полученной информации.

Возможны варианты или другая комбинация, в зависимости от темы занятия.

 

Формы контроля

В конце каждого занятия родители заполняют анкету «Обратная связь». Проанализировав ответы родителей можно будет проследить динамику ознакомления и расширения психологических знаний по рассматриваемым темам.  

 

Результаты курса

Формальные:

- количество проведенных занятий -9;

- количество участников занятий (родителей) – 10-12.

Ожидаемые:

по окончании осуществления программы  родители  должны

А) Расширить представления о таких понятиях как «стиль семейного воспитания», «стиль общения», «безусловное принятие ребенка», «родительская любовь» и т.д.

Б) Актуализировать знания о психологических особенностями возраста младших школьников, типах темперамента;

В) усовершенствовать навыки конструктивного взаимодействия и общения с детьми;

Г) развить умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях;

Д) сформировать модель успешного родителя.

 

Тематический план курса

(программа родительского клуба «Мудрое сопровождение ребенка»).

 

№ П/П

Тема

Всего часов

Практическое занятие

 

(Вводное занятие)

1

«Знакомство».

 

1

(Просветительское

занятие для родителей)

1

Блок 1 «Ребенок-личность»

2

«Периодизация развития ребёнка от рождения и до взрослого, предложенная Д.Б. Элькониным».

1

(Просветительское

занятие для родителей)

1

3

 «Темперамент ребенка и воспитание».

Выполнение упражнения «Доминирующий тип темперамента у ребенка».

 

1

(Просветительское и психодиагностическое

занятие для родителей)

1

4

«Детская агрессивность и её причины».

1

(Просветительское

занятие для родителей)

1

Блок 2 «Ребенок-семья»

5

«Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

1

Просветительское

занятие для родителей)

1

6

«Стили семейного воспитания».

Проведение анкетирования родителей с целью выявления стиля семейного воспитания.

1

(Просветительское и психодиагностическое

занятие для родителей)

1

7

«Общение родителей и детей».

1

(Просветительское

занятие для родителей)

 

8

«Формирование у детей ответственности».

1

(Просветительское

занятие для родителей)

 

(заключительное занятие)

9

«Родительская любовь». Заполнении теста «Какие у меня отношения с ребёнком?»

1

(Просветительское и психодиагностическое

занятие для родителей)

1

Итог

9

9

9

 

 

 

 

 

 

© tat-shmakova2011

Сделать бесплатный сайт с uCoz